Святитель Димитрий Митрополит Ростовский родился на Украине, близ г. Киев в благочестивой семье. Обучался в Киевском Братском училище, созданном для воспитания юношей в благочестии и православной вере, которая все время (конец ΧVII веке) подвергалась в Малороссии всяческим нападкам от католиков. В училище он отличился не только быстрыми успехами свыше всех своих сверстников, но еще более благочестием и скромным нравом, которые удаляли его от всяких увеселений, свойственных его возрасту. Чуть позже юный ревнитель благочестия принял монашество, а в 25 лет его рукоположили в иеромонаха. Несмотря на молодость, святитель ревностно боролся с пагубным влиянием латинян на культуру и самобытность его отечества, а самое главное, пытавшихся бороться с верой Православной.
Но самый главный труд, который был начат в 1684 г и продолжался долгих 20 лет, состоял в составлении знаменитого сборника Четьи – Миней, которым он оказал незабвенную услугу всей Церкви Российской. В них он изложил жития всех святых по месяцам. Эти сборники используются по сей день и являются непревзойдёнными по своей духовной силе и красоте слога. Труд сей сделался постоянным делом всей жизни святителя, которое усердно продолжал и в келье иноческой, и в сане настоятельском, и на кафедре святительской, ибо душа его пламенно возлюбила угодников Божиих, коих память хотел прославить. Они сами открывались ему в таинственных сновидениях, свидетельствуя тем собственную его близость к миру духовному, так как мысль его была исполнена образами святых, им описываемых; это еще более ободряло его к продолжению начатого труда.
Вот одно из видений, описанное в дневнике святителя. «В 1685 году — пишет Димитрий, — в Филиппов пост, в одну ночь окончив письмом страдания святого мученика Ореста, которого память 10 ноября почитается, за час или меньше до заутрени, лег я отдохнуть не раздеваясь и в сонном видении узрел святого мученика Ореста, с ликом веселым ко мне вешающего сими словами: «Я больше претерпел за Христа мук, нежели ты написал». Сие рек, открыл мне перси свои и показал в левом боку великую рану, насквозь во внутренность проходящую, сказав: «Сие мне железом прожжено». Потом открыл правую по локоть руку, показав рану на самом противу локтя месте, н рек: «Сие мне перерезано»; причем видны были перерезанные жилы. Также и левую руку открывши, на таком же месте, такую же указав рану, сказав: «И то мне перерезано». Потом, наклонясь, открыл ногу и показал на сгиб колена рану также и другую ногу, до колена открывши, такую же рану на таким же месте показал и рек: «А сив мне косою рассечено». И став прямо, взирая мне в лицо, рее «Видишь ли? больше я за Христа претерпел, нежели ты написал». Я противу сего ничтоже смея сказать, молчал и мыслил в себе: «Кто сей есть Орест, не из числа ли пяточисленных (13 декабря)?» На сию мою мысль святой мученик ответствовал: «Не тот я Орест, иже от пяточисленных, но тот, его же ты ныне житие написал». Видел и другого некоего человека важного, за ним стоявшего, казалось мне также, некий мученик был, но тот ничтоже изрек. В то самое время учиненный к заутрене благовест пробудил меня, и я жалел, что сие весьма приятное видение скоро окончилось. А что сие видение, — прибавляет святой Димитрий, — записав его спустя более трех лет, я, недостойный и грешный, истинно видел и что точно так видел, как написал, а не иначе, сие под клятвою моею священническою исповедую: ибо все иное, как тогда совершенно памятовал, так и теперь помню».
Долго трудился святитель Димитрий на этом поприще в Малороссийской земле, но вскоре был призван послужить во святительском сане в Сибири, а позже Ростова. Много и очень усердно подвизался и угождал Богу проповедник в Ростове. Он занимался просвещением паствы, искоренением раскола, лжеучений и, конечно, его не оставляла любимая забота о житиях святых.
Чувствуя, что одними предписаниями нельзя исправить зла, святой Димитрий решился завести училище при архиерейском доме из собственных дохода, и эти было первое в великой России после Московского, оно разделилось на три грамматические класса, насчитывавших до двухсот человек. Святителю желательно было, чтобы выходившие из него умели проповедовать и слово Божие; сам он наблюдал за их успехами, делал вопросы, выслушивал ответы и, в отсутствие учителя, иногда принимал на себя эту обязанность, Обращение его с юными воспитанниками было совершенно отеческое, и часто повторял он им в утешение предстоявшей разлуки: «Аще сподоблюся получить от Бога милость, тогда и о вас буду молить, дабы и вы также от него получили милость: писано бо есть: да иде же есмь аз, и вы будете» (XIV. 4). Окончившим курс давал он места при церквах по собственному усмотрению и старался внушить клирикам более уважения к их должности, посвящая их в стихарь, чего прежде не бывало в Ростове.
По окончании многолетнего своего подвига житий святых, ревностный труженик при всех своих пастырских заботах не мог оставаться долго без постоянного труда, поэтому много еще духовных и назидательных творений оставил нам святитель Димитрий Ростовский. Таковы были подвиги святительские святого Димитрия, но кто исчислил его келейные подвиги? Ибо он был бодрый молитвенник и постник и как писаниями своими внушал другим заповеди поста и молитвы, так и собою подавал пример к их исполнению. Он советовал им при каждом ударении часового колокола памятовать час смертный, ограждая себя крестным знамением с молитвами: «Отче наш и Богородице». Приходивших к нему в келью не отпускал без назидания и благословения малыми иконами и все свои небольшие келейные доходы употреблял на добрые дела, промышляя о вдовах и сиротах; части при раздаче милостыни ничего не оставалось у самого для потребы житейской. Нередко собирал он к себе нищих, слепых и хромых, раздавая им одежду вместе с хлебом. Непрестанно ожидая своего исхода, по умножению болезни, и опасаясь, чтобы не стали искать после его кончины мнимых богатств, святитель за два года до кончины написал свою духовную, в которой излилась пред Господом и человеками вся его высокая христианская душа, исполненная любви к ближним и глубочайшего смирения.
В 1690 году святитель Димитрий мирно почил. На рассвете взошедшие служители нашли его на коленях, как бы молящегося, но какою печалью исполнилось их сердце, кода увидели его уже усопшим на молитве. Его мощи были погребены в Спасо-Иаковлевской обители г. Ростова, где прибывают и поныне. У мощей Архипастыря свершаются благодатные исцеления. 4 октября (21 сентября по ст. ст.) празднуется обретение мощей святителя Димитрия Ростовского. Молящиеся ему имеют твердое упование на скорое предстательство и заступничество святого, и их вера не бывает напрасна. Многие и многие получают просимое.
От всей души хочется поздравить именинников с Днем Ангела! И пожелать стяжать им непоколебимую веру, надежду и любовь к Богу. Этими добродетелями преизобиловал святитель Димитрий, пусть же по его молитвам Господь сподобит и нас нелицемерно служить Ему!
(311)